Вы здесь

Взаимосвязь свободы и справедивости

Российское общество, очередной раз вступившее в эпоху реформ и преобразований, традиционно легко ущемляет права и свободы граждан, активно используя идею движения в направлении намеченных целей и легко забывая при этом о справедливости. Анализ тех негативных перемен, событий и переживаний, которыми оказался чреват Проект 5/100 станет предметом пристального внимания в данной статье.

Провозглашенная организаторами цель –вхождение Российской Федерации в лице ее вузов-участников проекта 5/100 в число конкуренто-способных учебных заведений вызвало немало споров и большое сопротивление в научной и преподавательской среде. И чем далее организаторы заходили в осуществлении своих планов, тем более тяжкими последствиями это оборачивалось для тех, кто не козырнул с готовностью в первые недели внедрения процесса реформирования в жизнь.
По решению Правительства Российской Федерации весной 2013 г. был образован Совет по повышению конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров - постоянно действующий международный совещательный орган, созданный для рассмотрения вопросов развития ведущих российских университетов. Международный Совет рассматривает отчеты вузов по реализации планов мероприятий, дает предложения по объемам финансирования, а также готовит для Минобрнауки России рекомендации о продолжении поддержки университетам Проекта. В состав Совета вошли иностранные и российские представители научно-академического сообщества, государственные деятели, ответственные за реформы в образовании, признанные мировые эксперты и исследователи проблем высшего образования. Председателем его был тогдашний министр образования и науки Ливанов Дмитрий Викторович. Заместитель председателя -профессор Сколково Волков Андрей Евгеньевич. Членами совета стали Абрамов Александр Григорьвич, Агамерзян Игорь Рубенович, Греф Герман Оскарович, Козлов Валерий Васильевич, иностранные граждане Филип Альтбах, Грант Малколм, Конрад Дебакер, Эдвард Кроули, Майкл Кроу, Мин Вейфанг, Цун Лап Ши.
Непонятным для вольных и невольных участников процесса сферой преобразований стали не только содержание учебных планов, образовательных программ, квалификационных требований, состояние учебных корпусов, но даже общежития университетов, в которых проживали преподаватели и сотрудники с их семьями. Имея на руках документы на свои квадратные метры они в мгновение ока стали фигурантами гражданских судебных дел, так как не захотели освободить по первому требованию законно занимаемое жилье. Жильцами общежития подавались обращения Президенту РФ, Генеральному прокурору, однако тексты обращений спускались в Министерство образования, где готовился в качестве ответа подробный отказ в восстановлении справедливости. А в помещениях, появившихся после ремонта на месте квартир, занимаемых ими ранее, проживают отечественные и иностранные студенты. Невольно напрашивается аналогия с 1-й мировой войной: - П. Гатрелл справедливо пишет, что беженцы ( а в нашем случае – преподаватели и сотрудники с семьями) в России стали разновидностью «гражданского состояния», новым неформальным сословием, силою обстоятельств поставленным на самый край общества, если не за этот край. Это было сообщество людей, утративших (как они думали, временно) всё — жилище, собственность, занятия, положение в обществе. (с некоторыми обошлись именно так). Добропорядочные и самостоятельные сограждане в одночасье преобразились в скопище «бродячего элемента» — в орды бездомных попрошаек, полностью и во всем зависимые от государства и от частных инициатив, организуемых для беженцев небеженцами. В еще большей степени это справедливо для депортированных.
И это далеко не все издержки внедрения проекта 5/100. О вреде осуществляемых преобразований Конгрессом работников образования,культуры, науки и техники неоднократно принимались Резолюции Круглых столов, объединивших заинтересованных участников дискуссии на эту актуальную тему: «Образование в России: диагностика проблем», «Образование в России: новые решения», «Высшее образование: перемены необходимы и возможны», «К новому качеству образования: трудовые права учителей»

В Резолюциях отмечается, что качественное общедоступное образование – основа благополучия, процветания и развития государства, а также то, что в настоящее время система российского образования пребывает в глубоком кризисе. Для выхода из кризиса было предложено предпринять ряд мер.
Одной из таких мер могло бы стать совершенствование законодательства, регулирующего систему образования в целом. В частности, нуждается в правке Федеральный Закон № 273 от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в РФ», изменения, необходимые для его усовершенствования, разработаны профессиональной и широкой общественностью (см. Приложение 1. Предложения в закон N 273).
Далее усовершенствования должны коснуться «Дорожной карты» - плана мероприятий "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки" (Распоряжение Правительства РФ от 30 апреля 2014 г. № 722-р), угрожающую уничтожением образования и науки.
Нуждается в переработке Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 гг., Она стала бы значительно лучше, если бы из нее было убрано, прежде всего, положение о закрытии 40% российских вузов и 80% филиалов, которые ликвидируются в нарушение законодательства (по воле чиновников, превышающих свои полномочия). Высокий темп сокращения числа образовательных организаций приводит к сложностям в реализации конституционного права граждан на получение всех ступеней образования, лишает человека возможности всесторонне развиваться в течение всей жизни, быть конкурентоспособным на рынке труда, способствует возрастанию социальной напряжённости и нестабильности в стране, социально-экономической и культурной стагнации и деградации общества.
Необходимо строго запретить приватизацию недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, а также долгосрочную передачу их в распоряжение или пользование коммерческим организациям.
Требуют расширения формы взаимодействия с общественными организациями педагогических и научных работников, в частности, обеспечить возможность участия представителей КРОН в качестве экспертов и консультантов при разработке проектов нормативных актов в составе рабочих групп, на совещаниях, круглых столах, дискуссионных мероприятиях.

В совершенствовании нуждается законодательство, регулирующее трудовые отношения в системе образования. И в качестве первоочередной меры необходимо закрепить в Отраслевом соглашении и локальных нормативных актах обязательность выполнения Единых рекомендаций от 29 декабря 2015 г. Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в части доведения доли окладов (должностных окладов), ставок в заработной плате до уровня не менее 70%. В дальнейшем, восстановить Единую тарифную сетку, дополненную системой стимулирующих выплат в размере до 30 % от фонда оплаты труда и отменить Постановление Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов», которое создало серьезные диспропорции в оплате труда работников образования, привело к зависимости педагогов от произвола администрации образовательных учреждений.
Одной из мер поддержки труда преподавателей могло бы стать законодательное закрепление нормы оплаты труда педагога за ставку - не ниже средней по Российской Федерации и региону, при чётком соблюдении норм труда и отдыха. А также установление единых для всей страны минимальных ставок заработной платы учителей, воспитателей, преподавателей и других педагогических работников, привязанных к среднему уровню оплаты в стране; регионам нужно предоставить право увеличивать ставки, но не уменьшать их.
В качестве критерия расчета средней заработной платы можно было бы законодательно закрепить показания медианной заработной платы по группам педагогических работников, а не среднюю заработную плату по организации.
Предельную норму учебной нагрузки педагогического работника вуза (ссуза) на ставку - не более 520 часов в год (треть годового фонда рабочего времени преподавателя) можно было бы также закрепить законодательно.
Но еще большая необходимость состоит в отмене внедрения срочного трудового договора, «эффективного контракта», «профессионального стандарта», принудительной сертификации специалистов в сфере образования, в связи с тем, что они оцениваются профессиональным сообществом как порождающие административный произвол, научно необоснованные, финансово затратные и демотивирующие педагогов.
Требование к педагогу об отсутствии любого рода судимости нуждается в отмене, поскольку это противоречит законодательству РФ в отношении трудовых прав граждан РФ, в частности, статье 331 Трудового Кодекса РФ.
Среди проблем, переживаемых современным образованием, нельзя не отметить его бюрократизацию и в связи с этим напрашивается ряд предложений по дебюрократизации системы образования

Системы высшего образования может быть значительно усовершенствована принятием ряда мер, и в качестве основы развития системы высшего образования положить принципы академической свободы и самоуправления вузов, а также разнообразия специализации вузов, глубины и степени фундаментальности изучения в них материалов.
Закрытие ряда вузов и их филиалов ставит профессиональное сообщество перед необходимостью переработать критерии эффективности вузов совместно с образовательным и научным сообществом. Необходимо определить перечень профессий и специальностей, для освоения которых требуется уровень бакалавриата, не дублирующий среднее специальное образование.
До сих пор неясно, кто такой педагог-бакалавр, чем его профессиональная компетентность отличается от профессиональной компетентности учителя со средним специальным образованием. Обучающие программы бакалавриата педагогического образования (в особенности, прикладного) практически дублируют программы подготовки учителя, получающего специальность в колледже. Таким образом, выпускник педагогического колледжа, поступая на прикладной бакалавриат, по сути, получает ещё раз среднее специальное образование.
А так же перечень профессий и специальностей, для освоения которых требуется уровень специалитета - например, медицинские, психологические, инженерные, педагогические (с пятилетним сроком подготовки) специальности. В частности, для получения профессии учителя средней школы в ряде современных вузов на обучение студенты затрачивают 7 лет (5 лет бакалавриат + 2 года магистратура), в то время как при специалитете тратилось 5 лет.
И, наконец, уровень магистратуры - подготовка профессионалов высокого уровня сложности: например, преподавателя вуза, ссуза (педагог + учёный), научного работника (специалист в конкретной предметной области + учёный), руководителя высшего звена (специалист в конкретной предметной области + менеджер).
При этом необходимо восстановить норму учебной аудиторной нагрузки обучающихся при освоении образовательной программы в заочной форме – не менее 50% от нормы учебной аудиторной нагрузки при очной форме обучения. Из-за отсутствия данной нормы в ряде случаев время на изучение дисциплины при заочной форме обучения сократилось до минимума (до 8 часов). Фактически оптимизированы практические занятия, в то время как есть дисциплины, освоение которых возможно только в интерактивных формах (лабораторные занятия, тренинги, практикумы и т.п.). Всё это негативно сказывается на качестве подготовки профессионала, получившего заочное образование.
В качестве мер по дебюрократизации необходимо восстановить норму об обязательной выборности руководителей образовательных организаций (в том числе руководителей МГУ, СПбГУ, национальных исследовательских и федеральных университетов) путем тайного голосования на общем собрании трудового коллектива.
Следует признать недопустимой практику частой смены образовательных стандартов высшего профессионального образования (ВПО) и ввести срок 5 лет как минимально допустимый для смены принятых стандартов.
Требует приостановления утверждение и внедрение новых профессиональных стандартов специалистов до их переработки на основе научных исследований профессиональной деятельности. Прямая связь между стандартами профессиональной деятельности и стандартами ВПО необходима только в их базовой части. При этом базовая часть стандартов ВПО должна формировать ключевые профессиональные действия (в настоящее время это не так).
Необходимо прекратить объединение региональных вузов в опорные многопрофильные университеты, поскольку укрупнение вузов не приводит к повышению качества профессионального образования, а ведёт к оттоку активных молодых людей из регионов из-за резкого сокращения количества учебных профессиональных учреждений в регионах и невозможности по месту жительства получить качественное высшее профессиональное образование (в частности, магистратуру), бюрократизации и потере профессиональной специализации вузов.

Модернизация отечественного образования и науки должны осуществляться при непосредственном участии и под контролем профессионального сообщества и широкой общественности. Это позволит предотвратить ошибки при реформировании системы образования, выбрать оптимальные пути её усовершенствования, гарантирует молодым людям свободный выбор профеcсии и возможность получения образования, а осуществляющим образовательную деятельность педагогам и членам их семей – достойную жизнь, защиту их права на справедливое решение не ими созданных проблем.

Автор: 
Елена Матюхина

Читайте также

18.07.2019 - 17:01

России в ближайшие годы необходимо во что бы то ни стало выдержать информационно-психологическое и политическое давление извне и изнутри, перестать ориентироваться преимущественно на Запад, ожидать от него «дружбы», уступок и соглашений

04.07.2019 - 20:43

Когда на территории нашей общей Родины, победившей мировое зло, в совсем ещё недавно благодатной Украине, развязана война, пестуется неонацизм и гибнут мирные люди, тем более полезно было бы называть явления своими именами

21.02.2019 - 11:58

В Москве сорвали показ скандального фильма о блокадном Ленинграде

30.01.2019 - 11:16

В середине 90-х годов в директивах из Лэнгли приказывали «уделить особое внимание информации об отношениях России с Украиной, Белоруссией, Азербайджаном и странами Балтии»

15.12.2018 - 13:38

Процесс научно-исследовательской работы есть творческий процесс, укорененный в свободе

17.11.2018 - 13:41

Казачество России признается народом и получает единый координационный центр