Вы здесь

СМЫСЛ, КОТОРЫЙ МЫ ПОТЕРЯЛИ

В результате осуществления радикальных реформ общественной жизни России стало очевидным: пренебрежение к культурно-религиозным и цивилизационным основам ее общественного бытия формируют деструктивные тренды в ее социальном развитии. Обратим внимание на то социальное напряжение, которое имеет место в среде работников образования, включая высшую школу, науки, медицины, культуры, словом, в той среде, которую в прежнее время называли советской интеллигенцией и которая была призвана быть носителем и выразителем гуманистических ценностей. Оставляя за границами разговора вопрос о справедливости финансовой оценки их деятельности, мы фиксируем их несогласие с фактом упразднения общественно-значимого содержания их труда. Вследствие этого каждому работнику предписывается проявлять себя лишь как носителю определенных функций и компетенций, как производителю соответствующих услуг, но не как человеку, приносящему благо другим людям и обществу в целом. Это несогласие свидетельствует о наличии серьезного противоречия в организации современной общественной жизни, поскольку мера человеческой жизни определяется ее социальной и нравственной формой. Как заметил Монтень, мера жизни не в ее длительности, а в том, как она была использована. Чувство полноценности жизни возникает тогда, когда дело, которым занимаешься, связано не только с вещными целями, реализация которых востребует от человека лишь возможность продажи им своих качеств, а пронизано возвышенным социальным смыслом.

Несогласие с подобной ситуацией понуждает обратиться к традиционной культуре, поскольку есть убеждение, что двигаясь вперед, Россия обречена углубляться к самой себе. Перед страной стоит сложнейшая задача синтеза модернизационных потенциалов развития с традиционными для России ценностями и институтами жизнеобеспечения.

В этих целях РОО «Центр этики и эстетики Русского мира» организует серию «круглых столов» для исследования аксиологической составляющей уклада жизни Русского мира как глубинной основы ментальности россиян и её возможности реализации в современной социально-экономической, социально-политической и социально-культурной жизни общества.

Первый «круглый стол» на тему: «Ценность служения: проблемы реализации в современной России» «Центр этики и эстетики Русского мира» провел 27 октября 2017 года.

В процессе развернувшейся дискуссии было подчеркнуто, что слово «служение» не несет в других языках того смысла, которым оно наделено в русском языке. Ценность «служения» выражает стремление человека к Вечному, Абсолютному, заключает в себя смысл самого высокого уровня, дающий смысл самой жизни и выступает духовным бытием человека. Поскольку нравственные ценности традиционно обладали в России более сильным регулятивным действием, чем правовые нормы, постольку нравственное состояние личности являлось важнейшим индикатором социокультурных процессов как на макро, так и микроуровне. По этой причине русский человек был постоянно искушаем надбиологическим способом жизни, у него развилась гиперпотребность в духовном наполнении собственной жизни: жизненный успех и качество жизни он, прежде всего, связывал с бытием и только потом с потреблением. Эта особенность и определяет силу духа, лежащую в основании великих побед России. Это – ее основное богатство и залог успешного развития, которое нам предстоит защищать.

Говорилось, что служение всегда является результатом свободного выбора, осознанной необходимостью. Оно приподнимает человека над ситуативной целесообразностью, внутренне освобождая его от бытовых обстоятельств, политических и материальных амбиций, поэтому выступает онтологической основой свободы человека.

Однако служение как социальная ценность имеет место в том социуме, где осознано и артикулировано всеобщее благо, как цель целей, придающая разумно-осмысленный характер всякой деятельности, как постулат, необходимый для того, чтобы вообще можно было мыслить человеческую деятельность как целесообразную. Всеобщее благо как идеальная конструкция обусловливает связь человека с Вечностью, оно центрирует общество, открывает пространство Духа и придает нравственный и социальный смысл всякой человеческой деятельности. В противном случае человек теряет эту связь и, как сказал Н.А. Бердяев, он выбрасывается целиком в процесс времени, утрачивает социальный и нравственный смысл своей деятельности и превращается в общественную функцию.

Отсутствие ценности служения в современной культурной регулятивной системе выступает важным индикатором не только бездуховности общественного бытия, но и показателем социальной дезинтеграции, поскольку демонстрирует отсутствие общего смысла общественной деятельности, когда каждый трудится исключительно во имя самого себя.

На вечный русский вопрос «что делать?» был сформулирован ответ: нам необходимо стимулировать широкий общественный диалог в целях артикуляции Смысла нашей совместной жизни и деятельности, из которого черпались бы смыслы отдельных действий и поступков. Это была бы высшая форма интеграции общества, предполагающая его духовное единство.

Автор: 
Иван Кожемякин

Читайте также

16.12.2017 - 17:06

Утверждение, что российское олимпийское движение умрет, если спортсмены не поедут выступать под «нейтральным флагом», действительности не соответствуе

16.12.2017 - 13:03

Российский центр по примирению враждующих сторон в Сирии продолжает публиковать данные о действиях США, направленных на свержения законной сирийской власти

11.12.2017 - 12:55

Эр-Рияд готов одобрить сдачу Иерусалима Израилю

07.12.2017 - 20:19

Две проамериканские силы в Сирии - ИГ и СДС - подписали договор об объединении

07.12.2017 - 10:59

МОК требует от «чистых» олимпийцев на глазах всего мира отречься от «страны-преступника»

05.12.2017 - 20:04

Признание Иерусалима столицей Израиля со стороны США может привести к разрыву дипломатических отношений между Турцией и Израилем