Вы здесь

Справедливость как фундаментальная, но неудовлетворенная потребность

Для человека, как существа социального, потребность в справедливых отношениях является одной из базовых для полноценной жизни в обществе. Поэтому она включена в основные ожидания граждан от государства, которое, согласно общим представлениям, должно быть сильным во внешней политике и справедливым во внутренней политике. Иными словами, державность и правда (традиционный синоним справедливости) – главные категории, каковыми общество оценивает работу государственных структур. Относительно державности можно констатировать, что в последнее время это требование в некоторой мере удовлетворяется, вызывая патриотический подъём и одобрение действиям власти. Что же касается правды-справедливости, то здесь имеется значительное отставание, вызывающее критический настрой во многих слоях общества.

Хотя вопросы социальной справедливости присутствуют в сегодняшнем академическом дискурсе, они не стали актуальным трендом государственной внутренней политики, несмотря на свою злободневность. Отсутствие внятного ответа (теоретического, идеологического, и соответственно – практического) на такие существенные запросы населения создают напряжение в обществе, только усиливающееся по мере затягивания их решения. Это напряжение создаёт питательную среду для проявления разнообразных форм недовольства – от оппозиционных и антипатриотических до откровенно нигилистических, вплоть до террористических. Нельзя забывать, что вопрос социальной справедливости восходит к смыслу совместного социально-упорядоченного существования и поэтому определяет легитимность всех общественных действий и форм жизни. Неверное решение этого вопроса является источником революционных катаклизмов.

В связи с этим представляется чрезвычайно интересной попытка осмысления революционных и реформаторских событий ХХ –XXI в.в. в фокусе неустанного стремления русского человека к «вечной справедливости», предпринятая РОО «Центр этики и эстетики Русского Мира» при проведении очередного круглого стола на тему «Ценность справедливости: проблемы реализации в современной России» в конце декабря 2017 года. В мероприятии приняли участие как представители научного сообщества (избавленные здесь от диктата академических канонов) так и независимые исследователи, свободные от ограничений, определяемых системным контекстом.

Как правило, обсуждение вопроса справедливости не выходит за рамки категории равенства – имущественного, политического, правового. Имущественное равенство, будучи недостижимо даже на уровне малых групп, ныне отвергнуто как философской мыслью, так и историческим опытом человечества, оставаясь лишь в жутковатых утопических фантазиях литераторов. Однако оно используется в качестве повода деструктивными силами, выдающими её за ключевой фактор несправедливости – на уровне региональном («Москва всех объедает…») или индивидуальном («олигархи и нищий народ»). Увлечённость такой демагогией способна привести к тому, что мы наблюдали в недавнем прошлом как результат т.н. «борьбы с привилегиями» 80-х годов – хаосу и разрушению государства. Всё это – оборотная сторона превратного понимания так чаемой всеми справедливости.

В ходе дискуссии, проведённой «Центром этики и эстетики Русского Мира» значительное внимание было уделено необоснованно забытой русской религиозно-философской традиции, исходя из достижений которой (также с учётом мировой исторической практики) участники утвердились в определении справедливости как соединения равенства и неравенства, а именно справедливости как жизненно-верного, предметного обоснования неравенства. Кроме того, само понятие равенства было рассмотрено с двух сторон, исходя из двойственной природы человека, и обогащено духовным, метафизическим измерением.

Сегодня, к сожалению, взята на вооружение западная модель установления справедливого общественного порядка, базирующаяся на главенстве закона («правовое государство») и на мифическом «равенстве возможностей». Западная версия справедливости не является универсально-общечеловеческой и не принимается инокультурными народами – об этом свидетельствует, в частности, неразрешимое противоречие с мусульманским умонастроением, воспринимающим западный порядок несправедливым и дошедшим до радикального отрицания западной цивилизации вообще. Ограниченная правовым аспектом интерпретация справедливого устройства жизни тем более не прижилась в русском сознании и не способна занять в нём место общенародной идеи. Менталитет нашего народа гораздо глубже уровня подобных схем, он сформировался под воздействием богатейшего исторического опыта различных методов утверждения справедливых отношений, тысячелетним царствованием христианской идеи, выросшей из неё классической литературы и обогатившейся ею народной культуры.

Нерешённость вопросов справедливости общественных отношений создаёт ощущение нестабильности, порождает пессимизм и алармистские настроения среди значительной массы населения. Недостаток эффективных мер со стороны государственных структур частично восполняется «снизу» – посредством проектной деятельности некоммерческих организаций благотворительной и иной социальной направленности. Это практический уровень, облегчающий жизнь, но не устраняющий корень проблемы. «Центр этики и эстетики Русского Мира» ­– одна из редких, если не единственная некоммерческая организация, занимающаяся разработкой более глубоких слоёв – на уровне идей, что предоставляет возможность находить пути решения проблемы восстановления общественной справедливости уже на системном уровне. В таком ключе развивалась дискуссия на прошедшем Круглом столе – рассмотрение известного вопроса с иных ракурсов, определение новых (хорошо забытых старых) смысловых ориентиров, анализ с позиций традиционной культуры, что позволило приблизиться к более чёткому пониманию смысла и значения справедливости. В частности, был предложен этико-антропологический принцип постижения сущностного содержания справедливости, рассматривающий стремление к справедливости как цель, содержание и пространство духовной жизни русского народа, обозначена связь русского понимания правды с монархическим устройством государства, вскрыта связь проблемы справедливости и категории отчуждения, аргументирована невозможность социально-экономического развития современной России и её модернизации без социально справедливого устройства общественной жизни.

Нельзя пренебречь тем колоссальным культурным багажом, который накоплен нашим народом,(все века своего существования жадно стремившего к справедливости. Наличие в нём достаточных интеллектуальных и духовных сил, неистребимой воли к Правде, помогает смотреть в будущее не иначе, как с оптимизмом, возжигает веру в то, что мы способны справиться с любыми трудностями и победить любого врага ради всех людей.

Автор: 
Вадим Гановичев

Читайте также

22.01.2018 - 16:20

Всемирный Конгресс Семей попал в масштабный доклад так называемой "Обсерватории по универсальности прав" как одна из главных организаций, угрожающих продвижению ЛГБТ-ценностей

16.01.2018 - 14:39

Европейское государство, которое всегда считалось символом спокойствия и процветания, покорно отдало себя в лапы мигрантов-исламистов, насаждающих там свои дикие порядки

16.01.2018 - 14:29

В Германии, в Северной Рейн-Вестфалии, 9 января был снесен величественный собор ХIХ века — католический храм святого Ламберта

10.01.2018 - 10:10

Наиболее достойные и мужественные представители израильской молодежи заявили о своем категорическом нежелании превращаться в палачей и участвовать в геноциде палестинцев

27.12.2017 - 14:22

Министр обороны Израиля Авигдор Либерман сделал заявление, невероятно циничное даже для члена нынешнего кабинета сионистского образования

27.12.2017 - 14:18

Как сказал сам рекордсмен, к этому выстрелу он шел восемь лет.