Вы здесь

Обретая смысл, или на пути к проекту "Страна подвижников"

«Все случайное не случайно» - сказал один мудрый человек. Так есть и в нашем случае. На дне рождения моей подруги, которая родилась 4-ого ноября, я повстречалась с её подросшими внуками. На мой традиционный вопрос: «Почему сегодня выходной день?» они прежде весело отвечали: «Потому что сегодня день рождения бабушки». Но их возросший образовательный статус (они стали уже учениками 5-ого и 7-ого классов), вероятно, не позволил им отделаться прежним примитивным ответом. Они важно сообщили мне о «всеобщем» празднике, однако его точного названия не сумели воспроизвести. Не имели они и внятного представления о тех исторических событиях, которые легли в основу праздника. В сущности, этот день оставался для них «бабушкиным днем».
Поскольку мальчики были весьма интеллектуальны, мне почудилась проблема, не обусловленная их развитием. Я не ошиблась. Результаты социологических исследований ВЦИОМ (самые ранние из которых, найденных мною в интернете, относятся к 2012 году) показывали, что подавляющая часть россиян не понимает смыслов праздников новой России и не знает их точного названия. Особенно печально обстоят дела с праздником «День народного единства», причем как в 2012 году, так и в 2017 году. Иными словами, «возраст праздника» сам по себе приучает лишь к факту освобождения от работы (учебы), но не меняет смыслового отношения к нему.
Печальна участь и праздника «День защитника Отечества». Возникший на волне, как теперь очевидно, ошибочных представлений о том, что новая Россия в принципе не может стать объектом вооруженной агрессии, он имел целью убрать из общественной жизни феномен почитания своей армии. Как показывают исследования ВЦИОМ, это в значительной степени удалось: большинство людей по аналогии с «женским днем» стало воспринимать 23 – е февраля как «мужской день».
Полученная информация надоумила «Центр этики и эстетики Русского мира» провести самостоятельное исследование, предметом которого стало смысловое отношение молодых москвичей к этим праздникам. Мы разработали две анкеты в целях социологического замера доминирующих смыслов в отношении молодежи к праздникам «День народного единства» и «День защитника Отечества». С помощью детей, внуков и знакомых членов нашей организации удалось сформировать репрезентативную выборку – 245 человек в возрасте от 15 до 25 лет.
Полученные результаты обескуражили. «День народного единства» не имел никакого смысла для 34% процентов опрошенной молодежи, а 42 % респондентов видело в нем только один смысл – освобождение от учебы (работы). При этом был продемонстрирован крайне низкий уровень участия (1,7%) в праздничных мероприятиях в учебных заведениях, что свидетельствует или об отсутствии подобных мероприятий, или их крайней непопулярности среди учащихся.
Что касается праздника «День защитника Отечества», то здесь 2,2 % опрошенных не понимают смысла праздника. Большая часть молодежи (около 50%) в нашем исследовании рассматривает его как профессиональный праздник (военных профессий) или с учетом гендерного признака (как мужчин); менее одной пятой из полученных ответов (17,5%) содержат личностные, патриотические смыслы. Нам трудно разделить оптимизм социологов ВЦИОМ по поводу обнаруженного ими изменения в смысловом восприятии этого праздника: он все более воспринимается взрослыми людьми как праздник "военных ". Мы полагаем, что для преодоления отчуждения молодежи этого смысла недостаточно, кроме того есть праздники отдельных родов войск. Для того, чтобы "День защитника Отечества" стал всенародным праздником, он должен приобрести высокий, сакральный смысл и стать Днем воинской Доблести и Славы.
Итак, выявилась проблема: детско-молодежная аудитория города Москвы не понимает смыслов праздников новой России, поэтому они не могут стать для неё средством ни воодушевления, ни сплочения. Одновременно московские учебные заведения не осуществляют целенаправленной работы в этом направлении, очевидно, не рассматривая её в качестве практики патриотического воспитания.
Выявленная проблема понуждает к поиску её решения. Прежде всего, следовало определиться с пространством деятельности по патриотическому воспитанию молодежи в Москве и основными субъектами этой деятельности. По подсказке Департамента образования мы отправились в «Центр патриотического воспитания и школьного спорта». Здесь нас любезно ввели в курс дела: познакомили с «Комплексным планом мероприятий по патриотическому воспитанию населения города Москвы на 2017-2020 годы» и «Соглашением о совместной деятельности Департамента образования и Московского городского совета ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов в области патриотического (духовно-нравственного и гражданского) воспитания», но отказались стать нашими партнерами.
План был объемным и многоаспектным, казалось, что решение всех проблем уже предусмотрено. Однако его детальный анализ показал, что все многообразие мероприятий основывается в основном на трех технологиях: формировании культурных образцов для подражания; расширении и углублении исторических знаний; игровых практиках. Воздействие на смысловое отношение москвичей к праздникам в качестве практики патриотического воспитания не рассматривалось. Так определилась ниша нашей организации. Мы были воодушевлены, тем более что в «Комплексном плане мероприятий…» заявлено о необходимости выявления, анализа и поддержки проектов НКО в области патриотического воспитания.
Заметим, что в русской культуре, в русском самосознании поиск смысла всегда являлся главной ценностной ориентацией. Поэтому понятие смысла здесь выступает основным организующим принципом человеческого поведения, смысл – всегда впереди бытия. Тем самым понятие смысла может претендовать на высокий методологический статус и в наше время.
Однако изменение смыслового отношения (в нашем случае – к праздникам) возможно только на основе выстраивания эмоционально окрашенного личностного смысла, т.е. того смысла, который могут приобрести эти праздники для каждого молодого москвича вследствие своего места именно в его жизни и реализации именно его потребностей.
Так, возник замысел рассматривать смысл праздника «День народного единства» через опыт служения Отечеству, которым обладает каждая семья. Причем этот опыт может принадлежать любому периоду отечественной истории (Российской империи, Советского Союза, современной России), а также быть рожденным как на ниве светского, так и духовного служения. Осмысленный опыт семьи предполагается представить в виде творческих продуктов (эссе, стихотворения, видео, фотоколлажа и др.), которые будут аккумулироваться на сайте «Страна Подвижников».
Замысел проекта доработали до «дорожной карты», создали презентацию проекта и разослали по московским школам с предложением участвовать в проекте. Ряд школ откликнулся, согласившись на участие в проекте. Но реакция других школ обескуражила: они интересовались вещами, весьма далекими от обозначенной проблемы. В частности, они задавали вопросы, имеющие отношение к влиянию участия школы в проекте на её рейтинг, к статусу зала, в котором планируется провести заключительное мероприятие, к форме поощрения детей и учителей, участвующих в проекте. Информация именно подобного характера, а не проблема, обнаруженная в практике воспитания, определяла их решение участвовать или не участвовать в проекте. Складывалось впечатление, что система их ценностных ориентаций связана не с процессом образования и воспитания учеников как таковым, а исключительно с собственным имиджем или имиджем школы. Именно в логике подобной деформации ценностных ориентаций профессиональной деятельности плодятся симулякры: осуществляемая деятельность не приводит к решению имеющихся проблем.
Впрочем, это было не единственное огорчительное открытие на пути к проекту. Странным образом повели себя и префектуры, к которым мы обратились за поддержкой, поскольку в проекте участвовали школы, расположенные на территории их ведения. Одни сообщили, что подобные вопросы находятся за границами их компетенции и переадресовали нас к Департаменту образования, другие, напротив, заверяли, что они активно занимаются вопросами патриотического воспитания населения, но только на основании Комплексного плана мероприятий по патриотическому воспитанию населения города Москвы до 2020 года, утвержденного Мэром Москвы в 2016 году. Аналогичный, но более жесткий ответ получен и от Департамента образования города Москвы: поскольку проект «Страна Подвижников» не включен в упомянутый Комплексный план, поэтому оказание поддержки ему не представляется возможным. Мы поняли так: не отвлекайте нас своими дурацкими идеями и не мешайте нам реализовывать план, добейтесь сначала, чтобы мы Вас включили в этот план, а уж затем просите о поддержке. Иными словами, нам предлагается потратить усилия не на решение актуальной проблемы, а на создание имиджа, достойного внимания государственных чиновников, т.е. сотворить очередной симулякр.
Как же наивны сотрудники Фонда президентских грантов, уверенные в том, что органы государственной власти только и мечтают о сотрудничестве с некоммерческими организациями и с радостью откликаются на любой разумный призыв последних. Отсутствие писем о их поддержке практически делает невозможным претендовать на грант и рассматривается экспертами Фонда как ущербность социального проектирования.
Слава Богу, нас поддержал Комитет общественных связей города Москвы. Ободренные мы подали заявку на участие в конкурсе на предоставление гранта Президента РФ. Но независимо от решения Фонда мы полны решимости довести наш замысел до воплощения.

Автор: 
Ирина Джерелиевская, председатель РОО «Центр этики и эстетики Русского мира», доктор философских наук

Читайте также

11.11.2018 - 18:40

Заразными бывают не только вирусы и бактерии, но, как выяснили ученые, и эмоции

22.09.2018 - 19:38

Фанар вновь выступил против основ православия

21.08.2018 - 12:29

Скандал с абитуриентами как подготовка к аннексии

21.08.2018 - 12:25

Многие давнишние студенты, ставшие влиятельными людьми, до сих пор с теплотой вспоминают нашу страну, охотно взаимодействуют с Россией, стараются ориентироваться на нее

21.08.2018 - 12:18

Скоро ли Незалежная БТР-152 и БТР-40 в ход пустит?

21.08.2018 - 12:16

ООН вновь мешает Тель-Авиву в «окончательном решении палестинского вопроса»